Проект «Открытие недели»: китайский веер династии Цин

23.01.2017

Проект «Открытие недели» Музея археологии и этнографии ТГУ продолжает знакомить с интересными экспонатами, не вошедшими в постоянную выставку. В новом году проект реализуется совместно с историческим факультетом, материалы для выставки готовят магистранты направления «Антропология и этнология». Первым совместным экспонатом стал китайский веер с изображениями пионов и журавлей, привезенный из Поднебесной в начале XX века.

Бумажный веер на двадцати бамбуковых палочках в Музей археологии и этнографии ТГУ привез известный географ и писатель Владимир Обручев из китайского города Сучжоу. По словам сотрудника Музея археологии и этнографии ТГУ Жанны Зайцевой, веер был изготовлен в конце XIX – начале XX века. На экспонате изображены пионы и журавли, которые имеют символическое значение.

– Пион – это цветок, который традиционно в Китае считается царем цветов, олицетворяя благородный характер, знатность и богатство, – рассказывает магистрантка исторического факультета ТГУ Екатерина Лукьянова. – Изображение цветущих пионов воплощает богопожелание процветания, богатства и славы. Журавль – символ долголетия, плодовитости, удачи и счастья, воплощение мудрости, справедливости, аристократизма. Почти у всех народов Европы и Азии прилет журавлей расценивался как доброе предзнаменование, сулящее обильный урожай или благоприятные события в жизни.

Китайский веер

Первые сведения о появлении вееров в Китае относятся к VIII – II вв до нашей эры. Тогда они представляли собой огромные опахала, изготовленные из бронзы, дерева, пальмовых листьев, павлиных перьев, и являлись символом высокого статуса обладателя. Со временем предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров: из тонкой бумаги, из тростника, из лотоса. Складные веера, использующиеся по сей день, появились при династии Сун и Юань (960 – 1368 гг), а широкое распространение они получили при династиях Мин и Цин (1368 – 1911 гг).

– В силу того, что веера пользовались популярностью в императорском дворце, а также благодаря искусству литераторов и художников, эти предметы стали превращаться в изящные художественные изделия, – отмечает Екатерина Лукьянова. – В качестве материала для костяков веера начали использовать золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук. Многие знаменитые мастера занимались резьбой именно на костяках вееров.

Веерами пользовались не только знать, но и обычные люди. Женщины закрывали ими лицо от солнца и нескромных мужских взглядов, мужчины использовали для раздувания углей. Историки отмечают, что существовали даже боевые веера, которые мастера изготавливали из прочных пластин или цельного листа металла.

В Европу веера привозят с Востока в середине XVI века, и они быстро получают популярность. Веер становится непременным атрибутом костюма знатной дамы. В Россию он попадает в петровские времена. В XIX веке роль этого преедмета снижается, свой последний расцвет он переживает в эпоху модерна. Сегодня веера остаются популярными на Востоке, они играют важную роль как в искусстве и дизайне, так и в символике.

Китайский веер

«Открытие недели» – проект Музея археологии и этнографии имени В.М. Флоринского, ориентированный на популяризацию истории и традиционной культуры сибирских народов. Примерно раз в две недели в специальной витрине, расположенной у входа в музей, прямо в холле университета, появляется интересный экспонат, не вошедший в основную выставку. Сейчас в фондах музея находится около 300 тыс. единиц хранения, в том числе и уникальные экспонаты, например, уже представленные в рамках проекта старообрядческая икона Святого Христофора и 5–7-тысячелетний каменный топор, найденный при строительстве университета. В 2017 году проект реализуется совместно с историческим факультетом, а предметы для выставки готовят магистранты в рамках курса «Современные музейные технологии».