Стройки, деньги, универ: как учились на экономиста в 90-х

Выпускникам Томского государственного университета открываются самые широкие возможности. За свою 140-летнюю историю вуз выпустил огромное число специалистов самого высокого класса. Многие из них нашли свое призвание за границей, но немало и тех, кто решил строить карьеру в России. В нашем проекте «Университет без границ» мы рассказываем истории людей, окончивших ТГУ и оставшихся в России. Все они добились определенных успехов, и свою роль в этом сыграла их альма-матер.

Владимир Самокиш в Томске довольно известен. Депутат городской думы, предприниматель и член Правления эндаумент-фонда ТГУ. Владимир активно продвигает идею: если помогать студентам сейчас, в будущем они обязательно добьются успеха и вернут вложенное следующим поколениям «универовцев».

Интересовала история, но реальность скорректировала планы

Пойти учиться на экономиста Владимира побудила корысть. Это был 92-ой год, ехать куда-то было некомфортно и даже опасно. Молодому человеку нравилась история,  он даже параллельно поступил на истфак. Но после посчитал, что выгоднее быть экономистом. 

«Конечно, запомнились преподаватели: много тех, кого с одногруппниками вспоминаем с теплотой. Бухучет у нас вел импозантный Семен Маркович Каз. И я его видел как в фильмах — портрет советского бухгалтера 50-60-х годов, очень веселый и системный. Лариса Сергеевна Гринкевич — из новой плеяды молодых преподавателей — у нас вела налогообложение. Из мастодонтов — Владимир Валентинович Домбровский. Одного его курса финансовой математики в принципе достаточно, чтобы работать экономистом», — вспоминает Владимир Игоревич.

Борис Афанасьевич Гладких вел у студентов линейное программирование.

«Как-то раз  мы что-то бурно отмечали, а утром — к нему на лекцию по симплекс-методу пришли. Все в прострации. А он — нет.  Он нас не запомнил тогда, и на экзамене задавал вопросы именно по этой лекции», — делится Владимир.

«Один из преподавателей вел у нас право, видимо, из бывших следователей. Мы пришли к нему на зачет в декабре, на первом курсе. С оценками он, вроде, не жадничал, ставил зачет, но люди выходили из кабинета в шоке. Когда я зашел — понял: маленький стол, человек сидит спиной к окну, лампа направлена мне в лицо, на столе пепельница, он курит и спрашивает. Ответить несложно было, но форма приема нас взбодрила», — говорит выпускник.

Картошку заменили на стройку

Владимир приложил руку к ремонту ТГУ. В советское время каждый год студенты  ездили на картошку, а затем началась стройка. Студенту выдали фронт работ в левом крыле главного корпуса.  Здание историческое, штукатурить сводчатые потолки оказалось непросто. Но молодой человек справился и оштукатурил с девушками с потока всю кафедру политэкономии.

«Из университетского бассейна на носилках я, пожалуй, КамАЗ строительного мусора вынес. Мы учились с первой смены, а физкультура шла после обеда, со второй. Многие прогуливали, и я пропускал. И мне сказали, или сдавай кучу нормативов, или 4 дня идешь и работаешь на бассейне», — говорит герой нашего выпуска.

Из-за ремонта занятия у студентов шли в разных аудиториях, и одна серия семинаров проходила в минералогическом музее. Ребята открыли шкафчики, начали друг другу показывать камни и надписи. Закончилось все тем, что все минералы были перепутаны. Через неделю их вызвали в деканат. Декан — Зинаида Егоровна Сахарова (ее боялись все ребята), — сидя за своим столом, недобро сказала: сознавайтесь!

«Оказалось, когда мы закончили с камнями и бумажками, лаборанты не смогли определить, какая бумажка к какому камню относится. И заслуженный профессор, проходя мимо шкафа, увидел это безобразие. Нас сразу же «сдали», и Зинаида Егоровна сказала: если еще раз такое сделаете – пойдете сами добывать эти названия и раскладывать бумажки и камушки», — с улыбкой вспоминает Владимир.

Представления о Томске у Владимира Самокиша всегда связаны с главным корпусом университета.

«Его я чинил долго и упорно все 5 лет… и в нем мы ни разу не учились, когда он уже был отремонтирован. В 97-ом году, когда получали дипломы, в корпусе пахло сырой штукатуркой. И мы выходили, думая, какой красивый университет. Рядом с местом, где сейчас стоит памятник Менделееву и Флоринскому, раньше стоял Куйбышев, но на нашем выпускном постамент был уже пустой, и мы туда человек 10 залезли и сделали фото на полароид», — говорит Владимир.

90-е уравняли

В 1991 году знания опытных бухгалтеров обесценились за несколько месяцев: советское хозяйство исчезло, был принят большой пакет законов  — все поменялось. Владимир окончил бухгалтерские курсы в начале 92-го года, и оказался почти на одном стартовом уровне с бухгалтерами с огромным опытом.

«Потом бухучет — вторая моя профессия — меня всю университетскую жизнь кормила. Первый курс  много учился, на втором уже почти все работали, и практика знания закрепляла. Я был отличником, и вопросов мне не задавали. Я сменил много работ. Сначала бухгалтерия, с 96-го года заинтересовался рынком ценных бумаг, а с 98-го пришлось заниматься реальным бизнесом», — заключает выпускник.

Владимир говорит, что образование с бизнесом мало связано. Оно дает кругозор, но иногда начинает тормозить: и ты лучше ощущаешь риски. В бизнесе важнее упорство, дисциплина, уметь концентрироваться, создавать команду и выполнять обязательства. Образование — хороший дополнительный фактор. Также в вузе можно найти помощников, сотрудников, партнеров.

О переезде и связи поколений

У Владимира были серьезные мысли о переезде, но в Томске все время находились дела. Он считает, что сейчас у молодежи больше настроения уехать и это проще сделать. Есть ЕГЭ, возможность заранее узнать информацию, забронировать квартиру.

Владимир считает, что ТГУ — объективно лучший вуз в городе. Здесь училось много его родственников, знакомых, друзей. И здесь важна преемственность.

«У университета есть эндаумент-фонд, в Правление которого я вхожу. Это аккумулятор денег, пополняют его уже окрепшие выпускники, а доход с этой суммы идет на нужды университета и студентов. Продвигаю идею: через эти небольшие деньги устанавливается связь поколений. Ребята сейчас получают стипендии, а позже у них тоже появится мотивация самим вложиться в фонд, чтобы следующие поколения студентов чувствовали поддержку старших товарищей», — признается выпускник.

Тем, кто сейчас учится, идея покажется неактуальной. Но Владимир уверен: вы точно добьетесь успеха. А когда добьетесь — не грех пожертвовать какую-то сумму денег на это. Те, кто будет учиться после вас, тоже получат стипендии, может, это будут ваши внуки, например.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Введите данные:

Forgot your details?